Взрослых всегда интересовал вопрос: "Полезно ли детям играть с куклами?». И ученые наконец ответили на этот вопрос! Бренд Barbie и группа нейробиологов из Университета Кардиффа (Англия) провели первое совместное исследование с визуализацией работы мозга, которое показало результаты влияния игры в куклы на мозг детей.
За последние 18 месяцев доцент доктор Сара Герсон и ее коллеги из Научного центра изучения развития человека Кардиффского университета использовали технологию нейровизуализации, чтобы впервые выявить первичные данные положительного влияния игры в куклы на уровне мозга. Наблюдая за мозговой активностью 33 детей* в возрасте от 4 до 8 лет во время игры в разные куклы Barbie, команда исследователей обнаружила, что задняя часть верхней височной борозды (pSTS), области мозга, связанной с обработкой социальной информации, в частности, с эмпатией, активировалась, даже когда ребенок играл в одиночестве. Кроме того, интересно, ведь положительный эффект самостоятельной игры в куклы одинаков — как для мальчиков, так и для девочек.
Доктор Герсон объясняет: «Это совершенно новое открытие. Мы используем этот участок мозга, когда думаем о других людях, особенно когда думаем о мыслях и чувствах другого человека. Игры в куклы побуждают детей создавать свои собственные маленькие воображаемые миры, в отличии, например, от решения каких-нибудь задач или собирания конструкторов. Куклы побуждают детей думать о других людях и о том, как они могут с ними взаимодействовать. Тот факт, что мы обнаружили активность участка мозга pSTS в нашем исследовании, показывает, как игра в куклы помогает им репетировать некоторые социальные навыки, что могут им понадобятся в дальнейшей жизни. Поскольку было доказано: данная область мозга выполняет одинаковую задачу, способствующую развитию эмпатии и обработке социальной информации на всех шести континентах, эти результаты, по всей очевидности, не зависят от страны».
Как проводили исследование?
Чтобы собрать данные для исследования, детям предлагали разные виды игр: самостоятельную игру в куклы; игру в куклы вместе с другим человеком (научным сотрудником); самостоятельную игру на планшете и игру на планшете вместе с другим человеком (научным сотрудником). Команда Кардиффы фиксировала мозговую активность, связанную с каждым типом игры отдельно.
В игре использовался широкий ассортимент Barbie: кукол и игровых наборов. Для обеспечения идентичности и системности прохождения эксперимента, все элементы возвращались в исходные позиции перед тем, как каждый следующий ребенок начинал свой тест. И, чтобы обеспечить игровой опыт, аналогичный игре в куклы, на планшете запускали игры жанра «открытый мир» (без наличия строгих правил или конечной цели) и творческие игры.
Что обнаружили?
Результаты исследования продемонстрировали: pSTS была одинаково активна как во время игры с куклами в одиночестве, так и при игре с кем-либо еще. Кроме того, также выяснили, что, когда дети играли в планшетные игры самостоятельно, pSTS активировалась значительно меньше, хотя эти игры включали значительную творческую составляющую.
Актуальны ли результаты исследования для нас?
Чтобы понять актуальность этих нейробиологических результатов, бренд Barbie провел независимый глобальный опрос**, в котором приняли участие более 15 000 родителей детей из 22 стран. Результаты опроса в Украине показали — 90% родителей оценили эмпатию как ключевой социальный навык для развития у своего ребенка, но только 37% знали, что именно игра в куклы может помочь их ребенку развить этот навык. В настоящее время, когда применяются меры изоляции, когда родители все больше беспокоятся о том, чтобы их ребенок развивал навыки социального взаимодействия, более 84% родителей обеспокоены тем, как изоляция может повлиять на их ребенка и на общение ребенка с другими людьми. Точно так же 73% процента родителей с большей вероятностью будут поощрять своего ребенка играть с игрушкой, если они точно будут знать, что она поможет их ребенку в развитии социальных и эмоциональных навыков, таких как эмпатия.
«Будучи лидерами в индустрии производства кукол, мы всегда знали, что игры с куклами положительно влияют на детей, но до сих пор у нас не было нейробиологических данных, демонстрирующих эти преимущества», — говорит Лиза МакНайт, старший вице-президент и руководитель глобального департамента Barbie and Dolls компании Mattel. «Результаты этого исследования однозначно подтверждают — игра с куклами, такими как Barbie, дает положительные результаты в подготовке детей к будущей жизни, благодаря развитию социальных навыков, таких как эмпатия. Поскольку мы последовательно работаем над развитием безграничного потенциала всех детей, с гордостью предлагаем куклы, которые развивают навыки, их важность, как мы знаем, высоко оценивается родителями и являются определяющими для будущего эмоционального и социального развития детей, успешности их обучения».
Где можно изучить вопрос более детально?
Для поддержки новых открытий бренд Barbie создал онлайн-платформу. Этот ресурс был разработан совместно с ведущим экспертом по вопросам эмпатии, писателем и педагогом-психологом, доктором Мишель Борбой.
Экспертное мнение Виктории Любаревич-Торховой, украинского нейропсихолога когнитивного развития (Bs, MSc, Essex, UK), психотерапевта для взрослых и детей (по методу КПТ):
«Для имитации и копирования именно социальных моделей общения и проявления эмпатии, детям необходимы игрушки. Ведь не каждую социальную модель поведения, особенно проявление эмпатии, они готовы отражать сами. Особенно мальчики имеют уже с детства тенденцию не проявлять эмоции к другим, кроме как к близким. Ребенку мало только видеть вокруг себя проявления эмпатии. Он способен проявить только ту эмпатию, которую получил сам. При этом именно благодаря игре с игрушками психика детей быстрее включает поиск в памяти социальных моделей поведения и проявления эмпатии. Когда ребенок действует от себя (при игре ребенок с ребенком без игрушек), его психика еще находится на голом рефлексе самозащиты (бежать, драться, замереть) и действует ради ответа на свой, пока главный, импульс — хочу или не хочу. Игрушка помогает ребенку действовать не через реакцию от своего «Я», а проработать различные социальные модели в ответ на возможные намерения другого «Я». То есть именно через игру с куклами дети лучше и быстрее учатся обращать внимание на чувства и намерения других людей. Играя с более чем одной куклой, они строят диалог между несколькими персонажами, переключаясь между различными эмоциональными состояниями. Это позволяет им рассматривать разные поведенческие сценарии и эмоциональные причинно-следствия. Соответственно, игры с игрушками развивают как эмоциональный интеллект, так и навыки социального поведения».
Комментарии доктора Сары Герсон относительно исследования:
*В исследовании приняли участие 42 ребенка (20 мальчиков и 22 девочки) от 4 до 8 лет. Полные данные были собраны по 33 детям.
**Опрос организации OnePoll был проведен в июле 2020 у 22 разных странах. Всего было опрошено 15 000 родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет. В Украине было опрошено 500 родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет..